Российский бизнес заходит в КНДР через Дальний Восток
24 февраля начался визит в Россию министра внешних экономических дел КНДР, сопредседателя Межправкомиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству между Россией и КНДР Ли Рён Нама. В программе северокорейцев – посещение почти десятка российских городов и переговоры с федеральными и региональными властями, с бизнесом. Что на повестке дня? Об этом EastRussia рассказал Виталий Сурвилло, председатель Делового Совета Россия–КНДР – новой структуры, образованной в январе 2015 года.
– Виталий Юрьевич, в последнее время торгово-экономическое сотрудничество России и КНДР заметно активизировалось. Считается, что импульсом для сближения стало урегулирование задолженности Корейской Народно-Демократической Республики перед Российской Федерацией по кредитам, предоставленным бывшим СССР. Так ли это? Какие перспективы открывает России такое сближение?
– Сегодня есть реальная возможность увеличить товарооборот России и КНДР до 1 млрд долларов к 2020 году. При этом все экономические отношения будут строиться исключительно на взаимовыгодных условиях. Никакого возврата к советской модели отношений не будет.
Что касается кредитов бывшего СССР, давайте признаемся честно: задолженность эта была во многом виртуальной. Советское правительство выдавало кредиты по политическим соображениям, на нерыночных льготных условиях, без учета конкретных возможностей по их возврату. То есть практически мы вряд ли когда-либо взыскали бы с КНДР «живые» деньги.
Поэтому вступившее в силу в прошлом году межправительственное соглашение об урегулировании задолженности КНДР перед Российской Федерацией развязало узел, препятствовавший взаимодействию двух стран в торгово-экономической сфере. Дало возможность вернуть в той или иной форме максимум того, что можно вернуть, но главное – открыло дорогу к налаживанию действительно взаимовыгодного сотрудничества, позволяющего компенсировать утраченные средства новыми экономическими перспективами.
– По КНДР было много новостей – взаимные визиты, договоренности. Что бы Вы отметили из значимых изменений в двусторонних отношениях?
– КНДР и Российская Федерация уверенно перешли на взаиморасчеты в рублях. Есть хорошая практика по участию рабочей силы из КНДР на объектах на Дальнем Востоке, в частности на стройках в Хабаровском крае. Россияне, приезжающие в КНДР с деловыми целями, стали получать многократные визы. Удалось разрешить даже такую задачу, как обеспечение доступа для российских командировочных к современным средствам связи и коммуникациям – теперь для нас в Пхеньяне доступны интернет и мобильная связь. Это стало следствием активной работы Межправкомиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству между Российской Федерацией и КНДР.
– Какой Вам видится роль Делового Совета Россия–КНДР, Председателем которого Вас недавно избрали? Какие задачи предстоит решить в первую очередь?
– Идея создания Совета, предложенная министром Российской Федерации по развитию Дальнего Востока Александром Галушкой, поддержана Торгово-промышленной платой России, МИД России, посольством Российской Федерации в КНДР, Минэкономразвития России. Создается принципиально новый формат взаимодействия: российские инвестиции и поставки в обмен на доступ к природным ресурсам. Деловой Совет Россия–КНДР в этом формате выступит координатором для бизнеса: мы займемся инвентаризацией имеющихся проектов двустороннего сотрудничества, окажем содействие инвесторам, бизнесменам по выходу на рынки КНДР, поможем наладить доверительные связи российским компаниям с корейской стороной. Первое заседание Делового Совета состоится уже на этой неделе – 25 февраля.
– Какие проекты в Северной Корее представляют интерес для российского бизнеса?
– Ярким примером реализации новой модели торгово-экономического сотрудничества с КНДР, безусловно, является проект «РасонКонТранс» (со-инвестор проекта – Торговый дом РЖД), который включает в себя модернизацию более 50 км железных дорог от станции Хасан (Приморский край) до станции Раджин (КНДР) и модернизацию торгового порта Раджин для перевалки насыпных грузов и контейнеров. В начале ноября 2014 года по этому маршруту уже прошла тестовая партия угля в Южную Корею. В рамках будущих форматов трехстороннего сотрудничества (Россия – КНДР – Республика Корея) перспективы у данного транспортно-логиститического проекта очень высокие.
Еще одним крупным инфраструктурным проектом является «Победа». В рамках «Победы» планируется модернизация железных дорог КНДР при участии российских компаний в обмен на доступ к природным ресурсам этой страны. Оценочная стоимость проекта – 25 млрд долларов. В соответствии с подписанным соглашением, в течение 20 лет будет реконструировано 3,5 тысячи километров верхнего строения пути, а также тоннели, мосты и пристанционные пути. Расходы российских организаций будут покрываться поставками угля, редкоземельных и цветных металлов и других ресурсов из КНДР.
Также сегодня в фокусе нашего внимания находится строительство энергомоста Россия – Южная Корея, основная часть которого приходится на инфраструктуру КНДР. Российская компания РусГидро уже объявила конкурс на проведение ТЭО данного проекта, партнером выступает крупнейший южнокорейский гидрогенератор K-Water.
Также российские предприниматели проявляют интерес и желание стать резидентами Кэсонского проекта в Северной Корее. Северокорейская сторона официально поддержала такое участие. Кстати, в настоящее время в Кэсонском комплексе работают свыше 120 южнокорейских компаний, которые наладили производство товаров широкого потребления, включая одежду, обувь, часы, бытовую технику и другую продукцию.
– Есть ли основания для уверенности, что корейская сторона в полном объеме выполнит взятые на себя обязательства?
– Решения об отмене виз для предпринимателей, о переходе взаиморасчетов на рубли корейской стороной были реализованы достаточно оперативно. Это свидетельствует о прямом намерении КНДР активно и динамично развивать сотрудничество с нашей страной, идет ли речь о торговых связях, инвестпроектах или об использовании трудовых ресурсов.
Справка:
Сурвилло Виталий Юрьевич
Специалист по международным экономическим отношениям, работал в структуре МИД СССР и РФ. Вице-президент Общероссийской общественной организации «Деловая Россия». Член Генерального и Координационного Советов Общероссийской общественной организации «Деловая Россия». Руководитель рабочей группы «Совершенствование таможенного администрирования» при Агентстве Стратегических Инициатив. Общественный омбудсмен по вопросам, связанным с ликвидацией нарушений прав предпринимателей в таможенной сфере. Советник Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока на общественных началах.
http://eastrussia.ru/opinion/6871/6873/
|