Стивен Гованс: США — гарант всемирного мира и безопасности?
Перевод: Ирина Маленко
2 марта 2016 года Совбез ООН ввел санкции против Северной Кореи, ссылаясь на то, что КНДР провела ядерные испытания 6 января 2016 года и запустила спутник 7 февраля 2016 года, используя, по словам Совбеза, технологию баллистических ракет, которая может быть использована в системе доставки атомного оружия (кстати, а разве можно вообще запустить спутник на орбиту, не используя технологию баллистических ракет?)
Резолюция Совбеза ООН номер 2270, которую протащили через СБ США, была одобрена единогласно всеми 15 членами Совбеза, как постоянными, так и временными, включая Венесуэлу и Анголу.
В международном праве нет ничего, что бы говорило, что страна не имеет права иметь атомное оружие. Да, существует Договор о нераспространении, но он обязателен только для тех, кто в нем участвует, а не для тех, кто к нему не присоединился (как Израиль), или тех, кто вышел из него (как КНДР).
В международном праве нет ничего, что бы говорило, что страна не может иметь баллистических ракет.
В международном праве нет ничего, что бы говорило, что страна не может запускать спутники.
Так на каком основании Совбез ввел санкции против Северной Кореи?
Совбез определяет распространение атомного, химического и биологического оружия, как и их средств доставки, как угрозу международному миру и безопасности, и поэтому заклеймил северокорейское испытание атомного оружия и запуск спутника как серьезные основания для озабоченности. Совбез также решил, что северокорейское испытание атомного оружия представляет угрозу «миру и стабильности в регионе и за его пределами».
Статья 39 Устава ООН дает право Совбезу «определять существование любой угрозы миру» и принимать соответствующие меры для ее предотвращения.
Северная Корея возразила, по следующим — и я считаю, совершенно убедительным — причинам.
Определение Совбеза, что составляет угрозу международном миру и стабильности, не ссылается на нарушение международного права. Все, в чем «виновата» Северная Корея, как видно, – это в том, что она делала то, что не нравится Совбезу, хотя все его постоянные члены сами постоянно делают то же самое.
Резолюция специально называет именно северокорейское испытание атомного оружия и запуск спутника угрозой миру, но не определяет испытания атомного оружия и запуск спутников своих постоянных членов таким же образом.
Отсюда возникает вопрос. Почему запуск спутника, развитие технологии баллистических ракет и испытание атомного оружия – угрозы, когда это делает КНДР, но не тогда, когда это делают США, Англия, Франция, Китай и Россия — или любая другая страна, к которой Совбез не придирается?
Предложу 2 возможных ответа
1. То, что антрополог Хью Гастерсон назвал «атомным ориентализмом» – идея, что можно жить с атомным оружием у 5 постоянных членов Совбеза, но его распространение на страны Третьего мира крайне опасно, потому, что этим странам нельзя доверять — они якобы могут принять безответственное решение.
Слово «ориентализм» может сбивать с толку, возьмем другое – мышление «мы против них». Именно это имеет в виду Гастерсон. В «мы против них», «они» – противоположность «нам». «Мы» якобы «разумны, беспристрастны, основательны и зрелы». «Они» якобы «неразумны, не контролируют себя, безответственны и недоросли», им «нужно руководство». «Нам» можно доверять атомное оружие и средства его доставки. «Им» нельзя.
Совбез действует именно по этом принципу, когда выражает «серьезную озабоченность», что Пхеньян «перенаправляет» средства на «создание атомного оружия и баллистических ракет, в то время, ка к граждане КНДР страдают от нехватки необходимого». Но Гастерсон указывает, что этот довод — который раньше использовался против Пакистана и Индии, когда они впервые создали атомное оружие, ничуть не менее применим и к западным странам. Например, США тратят сотни миллиардов долларов на армию – гораздо больше, чем нужно для безопасности, в то время как 2 миллиона американцев — бездомные, и еще 36 миллионов живут за чертой бедности. Почему же Совбез не выражает «серьезную озабоченность, что Вашингтон «перенаправляет» средства на «создание атомного оружия и баллистических ракет, в то время, как граждане США страдают от нехватки необходимого»?
2. Другая причина того, почему Совбез особо объявил только северокорейское испытание атомного оружия и запуск спутника угрозой международному миру и безопасности, но не говорит того же касательно постоянных членах Совбеза — желание навязать атомный апартеид, то есть идею ограничения числа владеющих средствами самозащиты только малым числом привилегированных стран – постоянных членов Совета Безопасности, а также ключевого военного союзника США, Израиля-которые затем могут использовать свое привилегированное положение обладателей самого грозного в мире оружия, чтобы поставить под угрозу безопасность, независимость и суверенитет неядерных государств.
Мы хотели бы думать, что Устав ООН есть лучший способ укрепления мира и стабильности в мире, но каковы бы ни были его заслуги как хартии мира, он также является лишь инструментом для господства над малыми странами со стороны крупнейших и наиболее мощных государств.
Что же может защищать те маленькие государства, которые стремятся наметить курс самостоятельного саморазвития вне пределов сфер влияния имперских держав мира, от бесчинств со стороны постоянных членов Совета Безопасности? Конечно же, не Устав ООН, поскольку он предоставляет СБ ООН – то есть, самым крупным державам мира – беспредельную власть наказывать малые государства просто за участие в деятельности, которая им не по нраву, в том числе за разработку этими малыми государствами средств, чтобы защитить себя, и запускать свои собственные спутники, вместо того, чтобы зависеть от крупных держав, которые хотят делать это от их имени, причем далеко не бесплатно.
И неужели кто-то в мире еще может всерьез думать, что Соединенные Штаты, чьи лидеры поклоняются культу Марса, страна, которая сеет смерть и разрушения по всему миру, от Кореи и Вьетнама до Афганистана и Ирака, может действительно выступать в качестве первого среди равных члена Совета, целью деятельности которого являются якобы сохранение мира и международной безопасности?
Как спорно, но весьма убедительно заметил политолог Кеннет Уолц, наилучшим сдерживающим фактором для войны может служить ядерное оружие. Война против вооруженного ядерным оружием противника делает стоимость агрессии слишком невозможной для подсчета и слишком неопределенной, чтобы развязать такую войну. И именно это оружие является единственным эффективным средством сдерживания агрессии, имеющимся в распоряжении Северной Кореи – страны, которой непрерывно угрожают США и неоколония Вашингтона Южная Корея, а вскоре, возможно, еще и ее бывший колониальный хозяин, Япония (если Вашингтон добьется своего) – и в этом средстве самозащиты Совет безопасности ООН стремится отказать КНДР!
Так разве проблемы мира и международной безопасности побуждают Соединенные Штаты и их холопов в Совете Безопасности наказывать Северную Корею? Нет. Резолюция 2270 Совета Безопасности ООН уходит корнями лишь в желание – в частности, американское – доминировать и властвовать.
|